Существует много видов страхования, но чаще всего люди страхуют автомобили. Попав в ДТП, они рассчитывают на выплату от страховой компании. Но последние зачастую отказывают в выплате, или выплачивают заниженную сумму. Попасть в такую ситуацию может каждый, поэтому автомобилисты должны хорошо знать, что делать, если страховая не платит или платит мало.
Типичные ситуации
Допустим, вы попали в ДТП. Оформив все необходимые документы, обратились в страховую компанию. «Бить тревогу» стоит в следующих случаях:
-
срок выплаты наступил, однако вы не получили от страховой ни ответа, ни денег;
вы получили отказ в выплате;
вы получили явно заниженную сумму.
«Причиной» отказа в выплате может стать что угодно: якобы отсутствие страхового случая, эксплуатация неисправного ТС, отсутствие ТО.
Занижение выплат — обычная практика страховых компаний. В обоих случаях вам будут представлены отчеты об оценке, достоверность которых вызовет сомнения.
Затягивание сроков до сих пор встречается очень часто, хотя страховые знают, что за это им грозит штраф. Срок выплаты по полису ОСАГО — 30 календарных дней. Что касается КАСКО, то данный срок устанавливается договором, и может быть предусмотрена возможность его продления.
Если случилось что-либо из перечисленного, надеяться на добровольную выплату чаще всего не приходится. Наиболее эффективный способ добиться выплаты в полном объеме — обращение в суд. Это может быть не слишком быстрый процесс, но другого пути нет, так как основная цель страховой — не платить.
Обращаемся с письменной претензией
Чтобы гарантированно добиться выплаты, нужно обратиться к страховщику с письменной претензией.
В претензии описываем фактические обстоятельства — произошедший страховой случай, обращение с заявлением о выплате, в выплате было незаконно отказано и т.д. Далее обязательно указываем, что в случае игнорирования претензии или отказа в выплате будет подано заявление в суд, при этом будут взысканы все судебные расходы.
Претензию можно подать лично, при этом не забудьте распечатать её в двух экземплярах, чтобы на одном из них поставили отметку о принятии. Добиться такой отметки нужно обязательно, это выступит доказательством досудебного урегулирования спора. Претензию можно послать заказным письмом с уведомлением, а также с описью вложения. Обязательно сохраните квитанцию об отправке и опись вложения с печатью и подписью сотрудника почты.
Можно также обратиться с жалобой в Федеральную службу страхнадзора и Российский союз автостраховщиков, и приложить текст с жалобой к претензии. Это, конечно, может показать страховщику, что вы серьезно настроены — но, как правило, не очень эффективно. Если страховая крупная — имеет смысл подать такие жалобы. Если нет — то вряд ли это поможет.
При отсутствии реакции на претензию или отказ выплатить сумму страхового возмещения в установленный в претензии срок (целесообразно указать 10 дней), смело обращайтесь в суд.
Обращаемся с иском в суд
Образцы исковых заявлений для таких ситуаций есть в большом количестве в сети Интернет. Однако не лишним будет обратиться за юридической помощью: вам составят грамотное исковое заявление и дадут юридическую консультацию. Обычно судебные процессы по взысканию страхового возмещения не очень сложные, поэтому в суд вы можете ходить сами, а не оплачивать лишний раз услуги представителя.
Исковое заявление составляется и подается в суд как минимум в трех экземплярах (один для вас с отметкой о принятии, один для суда и один для страховой компании). Государственная пошлина не уплачивается, так как с недавних пор к договору страхования применяется Закон РФ «О защите прав потребителей». Мало того, вы можете подать иск по выбору — по месту нахождения страховой, по месту вашего жительства или пребывания, по месту заключения или исполнения договора. К иску следует приложить копии следующих документов:
-
претензия;
ответ страховой (если имеется);
справка о ДТП;
протокол об административной правонарушении;
постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела об АП;
копия ПТС.
Имеет смысл произвести свою оценку ущерба и приложить отчет к иску.
Что можно взыскать со страховой
Если вам действительно незаконно отказали в выплате, то взыскать со страховой можно очень много всего. Опять-таки, благодаря того, что вы признаетесь потребителем. Взыскать можно:
-
сумму невыплаченного страхового возмещения;
сумму неустойки по ЗоЗПП (её размер не может быть выше суммы возмещения);
сумму процентов за пользование чужими денежными средствами (по ст.395 ГК РФ);
компенсацию морального вреда (вряд ли удастся взыскать много, но можете рассчитывать на сумму от 1000 до 5000 рублей, не более);
штраф в размере 50% от подлежащей выплате суммы возмещения за незаконный отказ от выполнения в срок законных требований потребителя;
расходы на оплату услуг представителя;
расходы по оплате госпошлины (не в вашу пользу, а в доход бюджета).
Когда судебное решение вступило в силу, получите исполнительный лист и отнесите его в банк, где имеется расчетный счет страховщика. В течение трех дней вам должны перечислить деньги.
Источник:
Оставить ответ
Вы должны быть авторизованы чтобы размещать комментарии.